Главная / Благожелательность

Благожелательность

Афина

Чувство принадлежности

Покровительство полисам и профессиональным сообществам делает Афину Палладу самой «социальной» среди олимпийских божеств. Афина символизирует одну из ключевых базовых ценностей – Благожелательность. В Афине почти все подчинено общественному благу, долгу и социальной заботе. Но социальное чувство греков главным образом центрировано на тех, кто идентифицирован как «свой» - принадлежащий к общей социальной или профессиональной группе. К «чужим» Афина бывала беспощадна, это в полной мере почувствовали на себе троянцы. «Чужим» мог оказаться каждый, кто посмеет бросить вызов группе и, прежде всего, самой Афине.

Конечно, греческая социальность – это, прежде всего, греческие полисы и первый опыт демократического устройства жизни. Но Афина олицетворяет сложность социального чувства греков. Оно проявляется и в уважение к роли женщины, и в самостоятельности профессиональных сообществ, и в покровительстве ремеслам и искусству.

Цель Благожелательности – сохранить и упрочить важные для нас отношения. Мы стремимся к сохранению и повышению благополучия тех, с кем мы объединены чувством принадлежности к группе. Важнейшей группой для нас остается семья. Групповой опыт семьи, в которой мы родились и выросли мы воспроизводим в семье, которую создаем сами. Но чувство принадлежности мы переживаем и в других, важных для нас группах – в кругу друзей, в профессиональном сообществе коллег, в религиозной общине, в спортивной команде и т.д. Стремление к отношениям врожденное стремление, пробуждающееся и развивающееся в течении жизни. Благожелательность обеспечивает мотивационную базу для формирования бескорыстных поддерживающих отношений с другими.

Благожелательность, Власть и Успех

Два известных мифологических сюжета очень ярко выражают положение Афины Паллады в греческом Пантеоне, в греческой истории и греческой культуре. Первый – это миф о рождении Афины. Существует множество вариаций этого мифа. Пожалуй, даже для греков их слишком много. Но есть одна, которая всегда оставалась главной. Богиня размышления или попросту мысль - Метида, беременная от Зевса будущей богиней Афиной, предсказала Зевсу, что сын, рожденный ею от их союза будет властелином вселенной. Зевс помнил судьбы своего отца и деда, испугавшись, он проглотил Метиду. Но дочь Метиды Афина продолжала расти в его голове. Зевс, мучимый ужасной головной болью, сам родил Афину. Роды происходили путем рассечения головы, акушером здесь был Гефест - сын Зевса, призванный им на помощь. Рожденная из головы Зевса, Афина оказалась достойной антитезой единоличной власти отца, но все же не сыном, способным свергнуть его.

Второй, и может быть самый важный мифологический сюжет – это соперничество Афины и Посейдона, закончившееся победой Афины. Соперничество шло за господство над Атикой, а по сути за будущее господство над всей Грецией, за господствующее положение в символическом мире греков. Посейдон, брат Зевса, равный ему по силе, по-видимому, не сомневался в победе. Его предложением Аттике были символы мореплавания – источник морской воды и конь. Греки понимали, что мореплаванию они обязаны всем, а Посейдон, по сути, гарантировал им дальнейший успех. Что этому могла противопоставить Афина? Афина предложила оливковое дерево – символ благополучия и созидательного труда. К счастью, будущие афиняне предпочли дары Афины. Злые языки утверждают, что Афина победила не без помощи могущественного отца и солидарности поддержавших ее женщин. Но, тем не менее. Афины, столица Аттики для нас стали вершиной всей античной культуры.

Идол долга

Когда Благожелательность становится идолом, формируется иррациональное чувство долга. Но сверхценное стремление к поддержанию отношений может вырастать из страха перед покинутостью – сочетание страха перед собственной потерянностью со страхом перед пустотой и лишениями. Это порождает сентиментальное цеплянье и инфантильную зависимость. Здесь может питать себя ревность, которая в итоге разрушает отношения. Здесь могут быть истоки зависимостей.

Страх благожелательности

Когда сформирован страх Благожелательности стремление освободиться от парализующей и угнетающей зависимости порождает беспокойство и тревогу. Преобладает стремление оторваться, отъединиться, освободиться от стесненности. Напротив, нередко стремление к межличностным отношениям определяется страхом изоляции, одиночества.

Проблема строительства отношений свободных от слияния, вызванного страхом изоляции, одна из самых трудных проблем. Отношения не могут избавить от одиночества абсолютно и навсегда. Если мы формулируем абсолютные притязания мы создаем идола. Другой становится средством и, в итоге, разрушается сама возможность гармоничных отношений. Отношения, вызванные страхом одиночества, оборачиваются расстройствами и симптомами. Похожие проблемы возникают и в отношениях использования партнера для удовлетворения дефицита в собственных потребностях.