Главная / Пространство ценностей

Пространство ценностей

top-logo-pic

Пространство ценностей имеет универсальную структуру. Это структура, задана Большой Историей и историей той культуры, в которой мы рождаемся и обретаем способность думать. Матрица базовых ценностей проста. Возможно, что хорошая новость состоит в том, что базовых ценностей, как и заповедей, всего десять. Но вариантов их комбинаций, к сожалению, или, к счастью, бесконечное множество.

Каждая базовая (или терминальная ценность) - это убеждение, неразрывно связанное с нашими эмоциями. Это убеждение, которое выходит за пределы конкретной ситуации и относится к желаемым конечным целям или объектам наших желаний. Таким образом базовая ценности объединяет в себе эмоции, желания, цели и готовность к действию. Для человека терминальные ценности служат в качестве стандартов или критериев выбора.

Ценности составляют кодекс, в соответствии с которым можно вырабатывать систему действий. Невозможно принимать каждое решение с чистого листа, ценности -  это метарешения. Это такие решения, которые сформировали наши глубинные убеждения и обеспечили организационный принцип для последующих решений. Но ценности проявляют себя как метарешения только во взаимодействии друг с другом, в ценностной матрице, в пространстве ценностей, в пространстве личностного смысла.

На сегодняшний день наиболее известной и эффективной моделью ценностного пространства является модель Ш.Шварца. Она имеет классическую форму круговой диаграммы. Десять базовых ценностей делят это пространство на сектора. Базовые ценности первичны и не нуждаются в оправдании какой-либо иной мотивацией. Эти ценности - Самостоятельность, Стимуляция, Гедонизм, Достижение, Власть, Безопасность, Традиция, Конформизм, Универсализм, Благожелательность. Базовые ценности безусловно позитивны потому, что эти являются непременными условиями выживания любой культуры. В то же время матрица ценностей не является универсальным жизненным смыслом. Автором своего индивидуального смысла жизни является каждый человек.

Кросс-культуральные исследования, охватывающие множество стран на всех континентах, подтвердили универсальный характер базовой ценностной матрицы и у примитивных культур, и у представителей развитых обществ. Различаются индивидуальные ценностные приоритеты и содержание каждой базовой ценности в конкретной культуре или у конкретного человека. Всё многообразие ценностей человека или культуры может быть сведено к этим десяти базовым ценностям.

Каждая базовая ценность – это часть смыслового пространства, организованная как ассоциативное облако вокруг ключевых понятий. У каждого человека формируется своя конфигурация ключевых понятий, как правило, одно из ключевых понятий выполняет роль доминанты, задающей конфигурацию всего ассоциативного облака, его символический порядок. Варианты доминантных понятий для каждой из терминальных ценностей: Самостоятельность – Свобода; Стимуляция – Новизна; Гедонизм –Удовольствие; Достижение – Успех; Власть - Контроль; Безопасность – Покой; Традиция – Вера; Конформизм – Семья; Универсализм – Справедливость; Благожелательность - Любовь. Но в индивидуальном ценностном пространстве доминантами могут быть и совершенно другие понятия. Например, для Власти этим понятием могут быть Деньги, а для Стимуляции – Драйв.

Нередко ключевые понятия формируют достаточно обособленные смысловые зоны внутри пространства конкретной ценности. И тогда смысловое пространство терминальной ценности может разделяться. Шварц выделил девятнадцать устойчивых вариантов состояний смыслового поля терминальных ценностей, каждое из которых можно рассматривать как самостоятельную ценность. Но сколько бы мы не рассматривали вариантов, все они сводятся к матрице из десяти базовых ценностей.

Ценностная структура является не дискретной жесткой системой, а континуумом очень напоминающим цветовой спектр. Базовая ценностная матрица имеет четыре ярких цветовых полюса. Они в целом соответствуют четырем главным цветовым типам – красному, желтому, зеленому и синему. Красным окрашены терминальные ценности гедонизма и стимуляции. Желтый полюс включает Свободу, Универсализм и Доброжелательность. В синие цвета одеты Традиция, Конформизм и Безопасность. К зеленому полюсу относятся Достижение и Власть.

Долгая цепочка выборов, которые мы совершаем с первых дней своей жизни, проявляет матрицу ценностей и наполняет ее содержанием нашей индивидуальной истории, формирует ее уникальность. В ходе индивидуального жизненного цикла происходит постепенная эволюция системы ценностей, ее развитие и дифференциация.