Главная / Самостоятельность

Самостоятельность

Belvedere_Apollo_Pio-Clementino_Inv1015

Авторство своей судьбы

Аполлон, олицетворяет собою могущество рацио, с которым всегда считался, а иногда и побаивался сам Зевс. В основе рационального лежит стремление к самостоятельности. Самостоятельности в решениях и поступках. Самостоятельности в мыслях и интерпретациях. Аполлон проявил самостоятельность уже на четвертый день после своего рождения – он убил Пифона, порожденного ревнивой Герой, преследующей близнецов Аполлона и Артемиду.

Аполлон всего добился самостоятельно, без помощи всемогущего отца и вопреки сопротивлению женской части олимпийского семейства. Он подчинил себе предвидение будущего, овладев Дельфами. Он завоевал признание муз и стал покровителем искусств. Он породил бога медицины Асклепия и сделал врачевание доступным людям. В классическую эпоху музыка, поэзия, философия, астрономия, математика, медицина и естественные науки попадают под покровительство Аполлона. Символом Аполлона становится солнечный свет.

Греческие представления о разуме и познании были наполнены страстью, стремлением к самостоятельности, творчеству и самореализации. Но рядом уживались ревность, тщеславие, мстительность и жестокость. Но Аполлон не без некоторого страха перед Зевсом, сумел смирить в себе темное начало. В период классической греческой культуры девизами культа Аполлона, высеченными в его храмах, стали "Познай самого себя!" и "Ничего сверх меры!". Аполлон, безусловно, автор своей судьбы. Автор, понявший и принявший свою ответственность за авторство.

Цена свободы

За обретение самостоятельности и свободы одни люди готовы платить самую высокую цену, другие с легкостью отказываются от нее. И все же присутствие Самостоятельности в ряду базовых ценностей не вызывает возражений почти ни у кого. Цели Самостоятельности - автономия и независимость, самоконтроль и контроль своей жизни.

Самостоятельность подразумевает изменения, но реальные изменения невозможны без действия. Начинается этот процесс с желания наполненного смыслом, желания самостоятельности. Между желанием и действием стоит решение или выбор. Самостоятельность действия это и способность делать выбор, принимать решения. Важные решения могут блокироваться страхом сепарации и чувством вины.

Аполлон и Артемида

Аполлон и Артемида - крайне редкая пара близнецов не только среди олимпийцев, но и среди всего сонма греческих божеств. Если Аполлон символ разума и познания, олицетворяет собою рацио и стремление к самостоятельности в мыслях, то что олицетворяет собою Артемида? Возможно Артемида олицетворяет самостоятельность в действиях, свободу и автономию. Артемида в своем стремлении к свободе и самостоятельности не знает преград. Она бывает безжалостной и жестокой. Медведица, убийца – варианты значения ее имени. Она богиня живой природы, но охотится и убивает не только из нужды, порою ее движет азарт. За Артемидой закрепилась слава богини способной подарить быструю смерть.

Артемида – покровительница амазонок. Чаще всего, и сама она предстает в образе воинственной амазонки – в короткой тунике с луком и колчаном стрел. Этот образ достаточно часто использовался движением за права женщин, наверное, Артемида – это первая феминистка. Возможно, только единство рацио Аполлона и свободолюбия Артемиды могло преодолеть агрессивный матриархальный консерватизм. Думаю, что феминистки боролись не только с доминированием мужчин, но и с глубинным консерватизмом в себе самих.

Свобода и иллюзии

Ницше выделил в культуре два начала и противопоставил их друг другу – аполлоническое и дионисийское. Он считал, что аполлоническому присущи чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой, победа над инстинктами. Ницше считал, что аполлоническое начало индивидуально. Оно примеряет человека с одиночеством, собственной смертностью и конечностью бытия. 

Но аполлоническое начало может обманывать человека иллюзией красоты, порядка и совершенства. В европейской культуре рубежа 19-го и 20-го веков, по мнению Ницше, аполлоническое начало доминировало и это несло в себе страшную угрозу. Человек аполлонической культуры руководствуется только знаниями и становится рабом своего рационального мышления. Как следствие возникает угроза прорыва неконтролируемой подавленной противоположной части культуры - дионисийской стихии, способной разрушить саму культуру.

Идол самостоятельности

Когда «Самостоятельность» становится Идолом, в ее поисках можно сутками бродить в Интернете. Стремление к независимости проявляется в желании убежать от авторитарной связи и изматывающих обязанностей, найти новые контакты и интересные отношения. Возможна жажда освобождения и от собственного непризнанного тщеславия. Стремление к отъединению может проявляться и ажитированной депрессией.

Страх самостоятельности

Ответственность и принятие авторства своего мира могут порождать чувство беспочвенности, пустоты, одиночества, связанные с тревогой, еще более глубокой, чем тревога, ассоциированная со смертью.  Страх Самостоятельности - страх перед непредсказуемой и меняющейся реальностью порождает бегство в иллюзии. Бегство к старым или новым идолам. Бегство к традиционным добродетелям или господствующей моде. Человек ищет структуру, авторитет, идеологию, религию и т.д. Стремление к структуре и границам порождается страхом свободы. Страх Самостоятельности - это избегание автономного поведения, избегание принятия решений и подавление желаний.