Главная / Ценностные конфликты

Ценностные конфликты

j3

Ценностное пространство соткано из противоречий. Противоречия ценностных систем различных культур, поколений, групп порою кажутся непреодолимыми. Бывает очень трудно принять факт, что в основании всех этих, кажущихся порой абсолютно несовместимыми, ценностных систем лежит единая матрица. Но, как ни парадоксально, противоречия заложены в матрице базовых ценностей как непременное условие существования любой культуры. В результате все десять базовых ценностей находятся в конкурентных, динамических отношениях. При этом некоторые из них почти несовместимы.

Организация ценностного пространства может быть представлена в образе матери, обещающей восстановление целостности и слияние. Первично мотивационная сфера предстает ребенку как желание матери. Главный вопрос здесь – это вопрос: Чего хочет мать? Кто и что вызывает ее желание? Не сразу, но ответ приходит – это Отец, мать хочет быть с Отцом, она принимает порядок, установленный им. И этот ответ формирует базовую ценностную структуру.

Базовые ценности отражают порядок, заданный фигурой Отца. Символический закон Отца подверг ценностное пространство разделению на базовые ценности. По сути мы имеем дело с десятью базовыми желаниями или с десятью вариантами ответа на вопрос – Что ты хочешь?

Есть два универсальных ценностных конфликта. Первый - конфликт между ценностными полюсами сохранения и развития, например, между такими ценностями как Безопасность и Стимуляция. Второй – конфликт между ценностными полюсами самоутверждения и самопреодоления, например, между такими ценностями как Достижение и Доброжелательность.

С универсальными конфликтами практически каждый человек хорошо знаком и временами находит достаточно эффективные решения для них. Но в этих решениях нередко просматриваются репрессивные стратегии – подавление каких-либо ценностных полюсов с целью создать иллюзию непротиворечивости. Помимо универсальных конфликтов человек сталкивается с огромным числом ценностных противоречий. Количество противоречивых ценностных комбинаций, пожалуй, не меньше, чем количество комбинаций на шахматной доске. Это порождает тревогу, может переживаться как несовершенство ценностного пространства и путь к душевной гармонии ищется в устранении противоречий.

Запрет, репрессия базовых ценностей, стремление к достижению иллюзии непротиворечивости приводит к деформированному ценностному пространству. В результате формируется специфический способ взаимодействия с окружающим миром, порождаемый ценностными иллюзиями. Ресентимент - отрицание иных мнений, позиций и оценок вне зависимости от их достоверности или полезности. Все, что не соответствует деформированной системе ценностей, воспринимается как ложное, деструктивное, агрессивное. Но путь этот, как правило, ведет к глубоким разочарованиям: человек стремился к иллюзии гармонии и непротиворечивости мира, а получил потерю способности к развитию и изменению.

Часто вместо гармонии мы получаем упрощенную смысловую модель – ту или иную общественную или индивидуальную идеологию. Чем достигается относительная непротиворечивость идеологии? Всегда репрессиями. В данном случае репрессируются (подавляются) те базовые ценности, которые вступают в противоречие с выбранными в качестве приоритетов ценностными доминантами. Даже человек, исповедующий цинизм, вовсе не лишен идеологии, ибо даже цинизм - это результат выбора. Идеологическая деформация ценностного пространства ведет к постоянной борьбе за те или иные ценности и идеалы (как правило простые идеологические схемы). Но практически всегда в основе идеологической одержимости лежит вызывающая страх бессмысленность. Страх бессмысленности и порождает такую специфическую идеологическую деформацию, как цинизм. Цинизм можно назвать удовольствием зла. В отличии от типичной идеологической деформации, цинизм всегда связан с обесцениванием, склонностью дискредитировать деятельность, имеющую смысл для других.

Избавиться полностью от противоречивости ценностного пространства невозможно. Возможно создать иллюзию непротиворечивости, но очень дорогой ценой. Гармония ценностного пространства – это динамический баланс, достигаемый через осознание, принятие противоречий, ограничений и вызовов.